Страницы истории Царскосельского лицея

Наш лицей также празднует День лицеиста. В этот день новые ученики вступают в лицейское братство. Надеемся, что эта пора детства и юности, связанная с нашим лицеем, станет такой же незабываемой и яркой, как и для лицеистов пушкинского выпуска.

Желаем вам быть сплоченными, успешными, жизнерадостными. И так приятно сейчас, забыв о волнениях нашей беспокойной жизни, воскликнуть:

«С праздником Вас! С днем открытых сердец! С днем лицеиста!»

 

Мы — лицеисты! Это очень классно:
Созвучно, гордо, смело и прекрасно.
Хотя учиться стало чуть сложнее
Чем остальным, но мы достигнем цели.



Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен -
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
А.С.Пушкин

    Импера́торский Царскосе́льский лице́й (с 1843 по 1917 год — Алекса́ндровский лицей) — привилегированное высшее учебное заведение для детей дворян в Российской империи, действовавшее в Царском Селе с 1811 по 1843 год. В русской истории известно, в первую очередь, как школа, воспитавшая А. С. Пушкина и воспетая им. lic1

    Лицей был основан по указу императора Александра I, подписанному 24 (12) августа 1810 года. Он предназначался для обучения дворянских детей. Программа была разработана М. М. Сперанским и ориентирована в первую очередь на подготовку государственных просвещённых чиновников высших рангов. В лицей принимали детей 10—14 лет; приём осуществлялся каждые три года. Лицей был открыт 19 (31) октября 1811 года. Этот день впоследствии отмечался выпускниками как «День лицея» — выпускники собирались в этот день на «лицейский обед»

    Царскосельский Лицей разместился в небольшом городке - Царском Селе, зеленом и нарядном, среди нескольких парков. "Прекрасные дубравы" позднее станут источником поэтического вдохновения Александра Пушкина и его друзей, неотъемлемой частью их шестилетней жизни в Лицее. 

lic2

В Лицей принимали не только по предъявлению свидетельства о дворянском происхождении, но и по предварительному испытанию - вступительным экзаменам. За шесть лет обучения в Лицее нужно было овладеть «предметами учения, важным частям государственной службы приличными и для благовоспитанного юноши необходимо нужными».

 

    Основной целью обучения в Лицее была подготовка юношества к государственной службе, поднятие ее престижа, поэтому учебное заведение отличалось особым вниманием к общему образованию воспитанников, повышению их культуры, нравственной ответственности за судьбу родины.

 

В Лицее изучались следующие дисциплины:

 

  • нравственные (Закон Божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия);

  • словесные (российская, латинская, французская, немецкая словесность и языки, риторика);

  • исторические (российская и всеобщая история, физическая география);

  • физические и математические (математика, начала физики и космографии, математическая география, статистика);

  • изящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание). 

Расписание жизни лицеистов.

Расписание дня:

  • 6 утра - подъем по звонку

  • С 7 до 9 часов - класс (учебные занятия)

  • В 9 часов - чай с белой булкой (никаких завтраков!)

  • С 9 до 10 часов - первая прогулка (хорошо гулялось летом, когда Царское Село становилось «Петербургом в миниатюре», осенью же «все разъедется в столицу или куда хочет, а чем убить такое скучное время? Вот тут-то поневоле призовешь к себе науки»)

  • С 10 до 12 часов - класс

  • С 12 до 1 часу - вторая прогулка

  • В 1 час - обед из трех блюд

  • С 2 до 3 часов - чистописание или рисование

  • С 3 до 5 - класс

  • В 5 часов - чай

  • С 5 до 6 часов - прогулка

  • С 6 до половины 9-го - повторение уроков или дополнительные занятия для отстающих

  • В половине 9-го - ужин

  • После ужина до 10 часов - отдых, развлечения

  • В 10 часов – сон.

 

Занятия в Лицее начинались 1 августа и проходили до 1 июля, но и июль, единственный месяц «вакаций» (каникул), лицеисты должны были проводить в Царском Селе. Таким образом, все шесть лет обучения (2060 «лицейских дней») воспитанники были оторваны от родных и дома, составляя единую лицейскую семью.

 

В Лицее строго-настрого запрещались телесные наказания, но сохранялись другие виды взысканий:

  • Отделение в классе за особенный стол;

  • Имена ленивых выставляются в классе на черной доске белыми буквами;

  • Лишение общего стола. Воспитанник сажается на хлеб и воду (более двух дней это наказание не может продолжаться);

  • Уединенное заключение, в течение которого провинившегося посещает директор, который делает ему увещания. Это наказание не должно продолжаться более трех дней. Но, как отмечали многие, самым страшным наказанием для лицеистов было лишиться дружеского расположения и любви учителя. Чуть более суровый взгляд, чуть более холодное отношение наставника действовали гораздо сильней и заставляли нашалившего воспитанника исправляться значительно скорее, чем карцер и «черные списки».

 

Меры поощрения были в Лицее следующие:

  • Имена отличников изображаются на белой доске золотыми буквами и выставляются в классе;

  • Даются отличившимся ученикам книги с надписью директора и профессора той науки, в коей показывали отличные успехи;

  • При испытаниях определяются отличившимся золотые и серебряные медали.

 

    Учебное заведение было размещено в здании дворцового флигеля Екатерининского дворца. Флигель был построен в 1790-х годах архитектором Ильёй Неёловым (или Джакомо Кваренги) для великих княжон, дочерей императора Павла I. В 1811 году здание было значительно перестроено архитектором В. П. Стасовым и приспособлено под нужды учебного заведения. Состоит из четырёх этажей. У каждого лицеиста была своя комната — «келья», как называл её А. С. Пушкин. В комнате — железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания.

    6 сентября 1843 года учебное заведение было переведено в Санкт-Петербург в здание Александринского сиротского дома. По указанию императора Николая I после переезда лицей стал именоваться Императорским Александровским. lic3

    Здание Александровского лицея несколько раз перестраивалось. К 50-летию учебного заведения (1861) к главному зданию со стороны сада пристроили двухэтажный корпус. В 1878 году по проекту Р. Я. Оссолануса над зданием надстроили четвёртый этаж. В 1881 году в новом флигеле по Большой Монетной улице разместился подготовительный класс. В 19021905 годах со стороны Лицейской улицы был построен угловой четырёхэтажный флигель для воспитателей, главное здание было расширено, к нему были пристроены крылья. От пожара в 1910 году пострадала часть главного корпуса. Восстановительные работы производились в 1911 архитектором И. А. Фоминым.

    Последний выпуск учеников состоялся весной 1917 года. После Октябрьской революции занятия ещё эпизодически продолжались весной 1918 года. В мае 1918 года Лицей был закрыт по постановлению Совнаркома, а его место занял Пролетарский политехникум.