РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ НЕДЕЛИ
РУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Культура играет огромную роль в развитии современного
мира, в укреплении связей между государствами. И вместе с тем
позволяет сохранять самобытность каждого народа, передаёт
из поколения в поколение базовые ценности и нравственные ориентиры…

В.В. Путин, президент Российской Федерации

С 25 по 28 января 2022 года в Центре дистанционного образования детей-инвалидов проводилась Неделя русского языка и литературы. В мероприятиях недели были задействованы 23 (из 31) обучающихся 3-11 классов Центра.

Предметная неделя «Русская народная культура», приуроченная к году народного искусства и нематериального культурного наследия народов РФ, была представлена разнообразными формами онлайн и дистанционных мероприятий.

Вступительное слово. Иллюстрированная презентация «Русская народная культура» ко всем мероприятиям предметной недели с информацией о народном искусстве и нематериальном культурном наследии многонациональной России, на территории которой проживает более 190 разных народов, и у каждого из них своя культура, язык, обычаи и традиции.

25 января. Обучающиеся 3-4 классов Рожков М., Якубенко М. приняли участие в тематическом мероприятии «Знатоки русских фольклорных традиций», на котором познакомились с традициями и праздниками русской культуры: природными, языческими и христианскими. Учителями начальных классов Д.В. Клещуновой и Л.А. Здесенко, а так же учителем ОРКСЭ А.Л. Стасьевой был составлен календарь «Фольклорные даты и праздники 2022» с гиперссылками на видео и текстовые материалы о праздниках христианских (Рождество, Крещение, Пасха и др.) и языческих (Коляда, Масленица, День рождения Домового, Иван Купала и др.). В конце мероприятия ребята активно участвовали в викторине «Знатоки русских фольклорных традиций».

26 января. Обучающиеся 5-7-х классов участвовали «Экскурсии по обрядовой поэзии славян». В начале экскурсии ученики познакомились с терминами «фольклор», «фольклористика», «фольклорист»; узнали отличительные черты фольклора и его жанровый состав. В основной части мероприятия дети имели возможность послушать и прочитать песни, которые использовались в ряде обрядов, связанных с народным календарём. Учителя рассказали об обрядах и традициях основных славянских праздников. На мероприятии прозвучали колядки, подблюдные и масленичные песни, песни, которые исполнялись на Троицу и Ивана Купалу. Учащиеся были активны, любознательны, задавали вопросы, вспоминали песни из устного народного творчества. Итогом мероприятия стала викторина «Календарно-обрядовые песни». Экскурсия по обрядовой поэзии была подготовлена учителями М.А. Евдокимовой и М.М. Рыжих. В мероприятии приняли участие обучающиеся Дубенцов А., Овсянников К., Подгорный К.

26 января. Обучающиеся 7-х и 9-х классов участвовали в «Русских Посиделках» – вечеринке деревенской молодежи, устраиваемой для развлечения. Гости сразу же погрузились в атмосферу деревенской старины, разссматривая старинные вышивки крестиком, расшитые домотканные полотенца-рушники, хлопковые подзорники, выполненные крючком. Затем раздались звуки задорной балалайки, исполнявшей народные наигрыши из самого сердца нашей Белгородчины – села Фощеватое Волоконовского района. Ведущая Посиделок О.Н. Белеванцева встретила гостей в образе русской женщины, одетой в домотканную рубаху, украшенную традиционной местной вышивкой красной и черной ниткой, в ярком красном платке. Во время Посиделок гости узнали о работе, которую девушки и юноши выполняли традиционно по вечерам, показывая свое мастерство, вспомнили малые жанры русского фольклора. Прозвучала колыбельная песня, сопровождаемая клипом из иллюстраций советских и русских художников к русской колыбельной «Котя, Котенька, Коток») учащиеся услышали небылицы, попробовали повторить скороговорки, посостязались в разгадывании загадок, подвигались под русскую плясовую песню «Я по лугу гуляла», шуточную песню «Во кузнице», узнали, почему девиц на Руси звали красными, а молодцев добрыми, и в конце посмотрели отрывок из мультфильма «Летучий корабль», в котором зажигательные бабки Ежки под гармошки пели частушки. Ведущая не удержалась и спела частушку своей молодости, аккомпанируя себе игрой на деревянных ложках. После Посиделок учащимся было предложено ответить на вопросы викторины «По страницам русского фольклора». Участниками Посиделок были учащиеся Ивкина В., Зайковская А., Копнин А., а гостями – Еремина И.В., Зубачева И.О.

27 января. Обучающиеся 8-9-х классов познакомились со страницами устного журнала «Мир верований древних славян в русской литературе». Первые страницы были посвящены истории возникновения примет и суеверий, которые отражаются в сказках, былинах, обрядах, поговорках и пословицах, а также до сих пор окружают нас в обыденной жизни. Обучающиеся поделились тем, какие приметы еще бытуют в их семьях, а также своими наблюдениями и объяснением некоторых примет.

Основные страницы журнала повествовали о проникновении древних верований и представителей низшей мифологии в произведения русской литературы: «Что вы знаете о Домовом?» (Тараненко А.); «Суеверный Пушкин»: «Историческая баллада ʺПеснь о Вещем Олегеʺ» (Мостовой О., Бородина А.), «Поэма ʺРуслан и Людмилаʺ» (Прокудина З.), «Роман в стихах ʺЕвгений Онегинʺ» (Булгакова С.), «В.А. Жуковский и русская «суеверная» литература» (Прокудина З., Андриевская М.), «Гоголь: вера в предначертания» (Ступина В.), «Роман М.А.Булгакова ʺМастер и Маргаритаʺ». Страницы устного журнала содержали множество иллюстраций, фрагменты киножурнала «Ералаш», мультипликационных фильмов «Домовенок Кузя», «У лукоморья дуб зеленый», «Ночь перед Рождеством», телесериала «Мастер и Маргарита».

Для заинтересовавшихся темой «Верования и гадания древних славян» была подготовлена рубрика «Для любознательных!» с активными ссылками по данным вопросам. По итогам мероприятия ребятам было предложено принять участие в конкурсе эссе: «Что я знаю о приметах» (8 класс) и «Почему современный человек верит в приметы?» (9 класс). Устный журнал был подготовлен учителями Е.Е. Григорьевой и И.О. Зубачевой. В мероприятии приняли участие обучающиеся Анцупова Е., Мостовой О., Тараненко А., Рышкова А., Алифанов Р., Андриевская М., Бородина А., Булгакова С., Прокудина З., Ступина В., Куриненко Л. Гостями праздника были Еремина И.В., Евдокимова М.А. и Данько Ю.В.

28 января. Состоялось последнее мероприятие предметной недели «Традиционный свадебный обряд русского народа».

Учащиеся 10-х и 11-х классов вместе с учителями инсценировали свадебное действо, сопровождавшееся презентацией, иллюстрирующей костюмы, интерьеры и другие моменты «поэмы в действии» (такое определение древней русской свадьбе дал М. П. Погодин). Действующими лицами, кроме жениха-князя и княгинюшки-невесты, были свадебные чины: тысяцкий, дружка, сваха, бояре, родители жениха и невесты. Сопровождалось действие старинными обрядовыми песнопениями различных исполнителей в записи и пояснениями ведущего.

Разыгрывали свадьбу обучающиеся 10-11-х классов: Лебедев Д., Бочарова А., Донденко С., Анисимов М., Куринеко Л., Копнин А., а также учителя русского языка и литературы Григорьева Е.Е., Зубачева И.О. Сценарий «Традиционного свадебного обряда русского народа» подготовила Куликовой Е.А., которая выступила и в роли ведущей. После инсценировки прошло обсуждение, обмен мнениями и впечатлениями. Равнодушных не осталось.

Русская народная культура богата своими традициями, праздниками, обычаями, обрядами, ремеслами, которые передаются из поколения в поколение. И мы не забываем это наследие, стараемся беречь и хранить его, передавать из поколения в поколение, потому что это всё наша Родина, наша Россия.

Культура есть память. Поэтому она связана с историей, всегда
подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной,
духовной жизни человека, общества и человечества.

Юрий Михайлович Лотман, советский литературовед, культуролог

Мы продолжим говорить о народном искусстве и нематериальном культурном наследии всех народов России на страницах электронной «ЦЕНТРальной газеты» Центра дистанционного образования, выпуск которой запланирован на февраль.

Культура представляет главный смысл и главную ценность
существования как отдельных народов и малых этносов, так и государств.
Вне культуры самостоятельное существование их лишается смысла.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв, культуролог, искусствовед, профессор